Подходы к оценке бизнеса

Подходы к оценке бизнеса нужно выбирать на основе компромисса между преимуществами и недостатками данных подходов. Нет ничего идеального, поэтому стоит учитывать все за и против, чем можно пожертвовать и в пользу чего будет данная жертва.

Исходя из анализа всех достоинств и недостатков каждого подхода к оценке бизнеса можно сделать следующий вывод, ни один из методов не может быть использован в качестве базового подхода. Все три существующих подхода связаны между собой. При этом каждый из них предлагает использование различных видов информации, которую получают на рынке. К примеру, основными для затратного подхода являются данные о текущих рыночных ценах на такие факторы, как:

- материалы;

- рабочая сила и другие элементы затрат.

А вот доходный подход требует использования ставки дисконтирования и коэффициентов капитализации, которые рассчитываются по данным, полученным с  рынка.

Если вы обратились к специалистам, то вполне естественно, что заказчик оценки в самом процессе не принимает, он лишь получает отчет с результатом проведенной оценки. Если заказчик всем доволен, то компания в выигрыше.

Доходный подход

Преимущества подхода

- учитывает будущие изменения доходов и расходов;

- учитывает уровень риска через ставку дисконта;

- учитывает интересы инвестора;

- учитывает экономическое устаревание.

Недостатки подхода

- сложность прогнозирования будущих результатов;

- не учитывает конъюнктуры рынка;

- возможно несколько норм доходности, что затрудняет принятие решения;

- трудоемкие расчеты.

Затратный подход

Преимущества подхода

- учитывает влияние производственно-хозяйственных факторов на изменение стоимости активов;

- дает оценку уровня развития технологии с учетом степени износа активов;

- результаты такой оценки более обоснованны.

Недостатки подхода

- отражает прошлую стоимость;

- не учитывает рыночной ситуации на дату оценки;

- не учитывает перспектив развития предприятия;

- не учитывает рисков;

- статичен;

- нет связи с настоящими и будущими результатами деятельности;

- не рассматривает уровни прибылей.

Сравнительный подход

Преимущества подхода

- базируется на реальных рыночных данных;

- отражает существующую практику продаж и покупок;

- учитывает влияние отраслевых факторов на цену акций предприятия.

Недостатки подхода

- в расчет принимается только ретроспективная информация;

- требует внесения множества поправок в анализируемую информацию;

- не принимает во внимание будущих ожиданий инвесторов;

- труднодоступность данных.